УТВЕРЖДЕНО
Приказом руководителя УСЗН
Уйского муниципального района
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделе опеки и попечительстве
Управления социальной защиты населения
Уйского муниципального района
I. Общие положения
1. Отдел опеки и попечительства (далее по тексту – Отдел) является отделом Управления социальной защиты населения Уйского муниципального района (далее по тексту – Управление), входящим в единую систему социальной защиты населения Челябинской области, осуществляющим функции по решению вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий в области социальной защиты населения на территории Уйского муниципального района.
2. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным Законом «Об опеки и попечительстве» от 24.04.2008 года № 48-ФЗ, Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года № 120-ФЗ, Федеральным Законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ, Федеральным законом «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 года № 44-ФЗ, Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года № 256-ФЗ, иными Федеральными Законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ: постановление Правительства Российской Федерации «О временные передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» от 19.05.2009 года № 432, постановление Правительства Российской Федерации «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18.05.2009 года № 423, постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» от 29.03.2000 года № 275, постановление Правительства Российской Федерации «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью недееспособных граждан» от 17.11.2010 года № 927, постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24.05.2014 года № 481, постановлениями, распоряжениями, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе приказом Министерства здравоохранения России «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан» от 18.06.2014 года № 290н, постановлениями, распоряжениями, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 17.02.2015 года № 101, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» от 12.11.2008 года № 347, Уставом Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Челябинской области, Законом Челябинской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Челябинской области» от 23.08.2007 года № 191, Законом Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству», Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 25.10.2007 года № 212, Законом Челябинской области «О внесении изменений в статью 17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» и Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31.01.2013 года № 447-ЗО, Законом Челябинской области «О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области» от 30.12.2015 года № 290-ЗО, Законом Челябинской области «О внесении изменения в статью 8 Закона Челябинской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области», постановлением Правительства Челябинской области «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» от 15.04.2013 года № 136-П, постановлением Правительства Челябинской области «О порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в собственности жилое помещение, нуждающееся в проведении ремонта, единовременной выплаты на ремонт жилого помещения и признания указанных жилых помещений нуждающимися в проведении ремонта» от 20.07.2016 года № 345-П, постановлением Правительства Челябинской области «Об административном регламенте предоставления государственной услуги «оформление предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению жилых помещений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации» от 22.08.2012 № 465-П, постановлением Правительства Челябинской области «Об административном регламенте о предоставлении путевки (направления) в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 20.06.2012 года № 339-П, постановлением Правительства Челябинской области «Об административном регламенте предоставления государственной услуги «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи иностранных граждан» от 20.06.2012 года № 340-П, постановлением Правительства Челябинской области «Об административном регламенте предоставления государственной услуги «Прием органами опеки и попечительства документов от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над определенной категорией граждан (несовершеннолетними гражданами, лицами, признанными в установленном законом порядке недееспособными (ограниченно дееспособными)» от 31.08.2012 года № 471-П, постановлением Правительства Челябинской области «Об административном регламенте предоставления государственной услуги «Предварительная опека или попечительство» от 26.10.2016 года № 587-П, постановлением Правительства Челябинской области «Об административном регламенте предоставления государственной услуги «Назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, денежных выплат на реализацию бесплатного проезда на детей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, денежной компенсации и материального обеспечения и единовременной денежной выплаты, вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальных гарантий приемной семье» от 20.06.2012 года № 334-П, приказами и инструктивно-методическими письмами Министерства социальных отношений Челябинской области, Уставом Уйского муниципального района, решениями Главы Уйского муниципального района, Положением об УСЗН Уйского муниципального района.
3. Штатная численность отдела, в составе структуры и штатной численности Управления, утверждается приказом руководителя Управления.
4. Положение об отделе утверждается приказом руководителя Управления. Должностные инструкции специалистов отдела утверждает руководитель Управления.
5. Штат отдела включает должности муниципальной службы.
6. Муниципальные служащие отдела должны отвечать квалификационным требованиям по соответствующим должностям муниципальной службы Российской Федерации и проходить аттестацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Отдел имеет печать.
8. Настоящее Положение может изменяться и дополняться в зависимости от изменения задач и функций отдела.
II Задачи
9. Основными задачами отдела по исполнению переданных государственных полномочий являются:
1) выявление, учет и избрание форм устройства граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве);
2) защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершеннолетних граждан, нуждающихся в государственной защите (опеке и попечительстве);
3) контроль условий воспитания, образования и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) контроль сохранности имущества и управления имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) надзор за деятельностью опекунов, попечителей;
6) реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
III Функции отдела
10. В рамках решения основных задач отдел выполняет следующие функции:
1) выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) формирует сведения о детях, оставшихся без попечения родителей,
и своевременно передает в региональный банк данных
о детях, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке;
3) избрание форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обеспечением приоритета семейных форм устройства;
4) обеспечение оптимальных условий жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных неимущественных и имущественных прав и интересов;
5) осуществление в установленном порядке контроля условий содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и усыновленных детей;
6) осуществление надзора за деятельностью опекунов, попечителей, организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
7) подбор и учет граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах;
8) временное исполнение обязанностей опекуна (попечителя) в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до их устройства на воспитание в семью либо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в отношении граждан, признанных в установленном порядке недееспособными (до установления над ними опеки либо помещения в стационарное учреждение социального обслуживания);
9) выдача согласия на временное трудоустройство несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет;
10) защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими;
11) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
12) обеспечение целевого использования финансовых средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи;
13) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан; недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством в отношениях с любыми лицами (в том числе и судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Челябинской области или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
14) обращение в суд с заявлениями о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении гражданина умершим, взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего, устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками, признании гражданина недееспособным в силу психического заболевания, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, а также иными заявлениями по вопросам защиты личных неимущественных и имущественных прав подопечных граждан;
15) обеспечение прав и интересов несовершеннолетних в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
16) организация работы с обращениями и заявлениями граждан в пределах своей компетенции;
17) организация работы по реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда;
18) осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений;
19) принятие решений по вопросам:
- назначения и прекращения выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи;
- назначения и прекращения выплаты денежных средств на реализацию права бесплатного проезда на городском, пригородном (кроме такси) транспорте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи;
- назначения и прекращения выплаты денежных средств на реализацию права бесплатного проезда на городском, пригородном (кроме такси) транспорте лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приемные семьи, до достижения ими
20-летнего возраста при условии обучения в общеобразовательном учреждении;
- назначения и прекращения выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю за воспитание приемного ребенка;
- назначения и прекращения выплаты приемным семьям денежных средств на приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек и книг, на оплату жилищно-коммунальных услуг и бытового обслуживания;
- организации и осуществления плановых и внеплановых проверок условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитаниях в семьях граждан и помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
21) подготовка заключений органа опеки и попечительства по вопросам:
- определения места жительства ребенка с одним из раздельно проживающих родителей;
- определения порядка участия раздельно проживающего родителя в воспитании ребенка;
- установления факта отсутствия родительского попечения;
- признания возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, либо принять ребенка в семью в иных формах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- соответствия избранной формы устройства интересам ребенка;
- наличия особых обстоятельств, дающих право на получение разрешения вступить в брак лицу, не достигшему возраста 16 лет;
- защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов граждан, осуществляемой в судебном порядке;
- заключения о включении (исключении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в Список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 17 Закона Челябинской области от 25.10.2007 года № 212-ЗО, направление заключений в уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области;
- выдача заключения органа опеки и попечительства в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
IV. Права
11. Отдел для выполнения возложенных на него задач и функций имеет право:
1) вести служебную переписку;
2) требовать обязательной регистрации у инспектора по кадрам и делопроизводству:
- всей входящей корреспонденции на имя руководителя Управления и его заместителя;
- всей исходящей корреспонденции;
3) запрашивать и получать от отделов Управления, органов местного самоуправления и государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, информацию необходимую для выполнения возложенных на отдел задач;
4) запрашивать и получать нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления;
5) выступать с инициативой по подготовке правовых актов и иных документов Управления, относящихся к компетенции отдела;
6) согласовывать в установленном порядке проекты документов;
7) вносить на рассмотрение руководителя Управления вопросы, связанные с выполнением поставленных перед отделом задач;
8) созывать совещания начальников отделов Управления по вопросам, связанным с выполнением поставленных перед отделом задач;
9) участвовать в совещаниях, проводимых Управлением, если затрагиваются вопросы, относящиеся к задачам и функциям отдела;
10) пользоваться справочными правовыми системами;
11) иметь условия труда, способствующие успешному выполнению функций и задач, возложенных на отдел.
V. Руководство
12. Руководит деятельностью отдела начальник отдела.
13. Начальник отдела назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя Управления.
14. Начальник отдела непосредственно подчинен руководителю Управления.
15. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей начальника отдела, устанавливаются законодательством Челябинской области, муниципальными правовыми актами Уйского муниципального района.
16. В отсутствие начальника отдела руководство отделом осуществляет ведущий специалист.
VI. Ответственность
17. Отдел (в лице начальника отдела) несет дисциплинарную и иную, предусмотренную законодательством, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на отдел задач и функций.
18. Специалисты отдела несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка Управления, за сохранность и эффективное использование технических средств и оборудования, находящихся на подотчете специалистов отдела.
19. Начальник отдела вносит на рассмотрение руководителя Управления, предложения о поощрениях специалистов отдела и применении дисциплинарных взысканий к ним за нарушения, допущенные при исполнении должностных обязанностей.
VII. Взаимоотношения
20. Отдел для выполнения возложенных на него задач и функций в пределах своих полномочий взаимодействует с отделами Управления, с структурными подразделениями Министерства социальных отношений Челябинской области, другими органами государственной власти и местного самоуправления, судебными и правоохранительными органами, предприятиями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности, осуществляющими свою деятельность на территории Челябинской области.
Руководитель Управления _______________ А.А. Приданников
СОГЛАСОВАНО:
Ведущий специалист _________ Л.А. Луканин
Начальник ООиП __________Н.А. Коновалова